Финансы,
16 августа 2002 г.
Новейшая история организации и регулирования страховой деятельности в Российской Федерации 4401 просмотр
Отмечая сегодня 200-летие Министерства финансов и финансовых органов России, вполне уместно вспомнить о новейшей истории страховой деятельности, во-первых, как неотъемлемой части финансового рынка, во-вторых, потому, что Министерство финансов играло и продолжает играть ведущую роль в развитии российского страхования.
Несмотря на то, что за последние 10-15 лет в нашей стране коренным образом изменилась сама система страховых отношений, возникли и получили свое развитие новые принципы законодательного регулирования и контроля страховой деятельности, несмотря на все это, главные цели страхования остались практически незыблемыми, а именно: обеспечение имущественных и экономических интересов граждан; организаций и государства в целом эффективными методами страховой защиты.
Если коротко проиллюстрировать этапы становления страхового рынка за последние полтора десятка лет, то картина могла бы выглядеть следующим образом.
1986 г. — первая половина 1988 года
В этот период непосредственная организация деятельности органов государственного страхования (главных управлений, управлений и инспекций) осуществлялась Министерством финансов СССР, на которое были возложены общее руководство проведением государственного страхования в стране, определение видов добровольного личного страхования, утверждение правил и инструкций страхования, подготовка сводных планов доходов и расходов страхования и др.
К этому же периоду относятся организационная перестройка органов страхования, введение коллегиальных форм управления ими, а также неудачная попытка перевода деятельности органов государственного страхования на основе принципов постоянного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Май 1988 года
Ликвидация государственной монополии на страхование с принятием закона «О кооперации в СССР», который устанавливал возможность создания кооперативных страховых учреждений, а также определял условия, порядок и виды страхования.
1989-1990 годы
Начало постепенного перехода страхования на рыночные конкурентные отношения. Образование первых акционерных страховых обществ и страховых организаций в форме обществ с ограниченной ответственностью. Сохранение по-прежнему ведущих позиций органов государственного страхования (80% всей собранной в 1991 г. страховой премии).
1991-1992 годы
Принятие ключевых для развития страхования Основ гражданского законодательства Союза СССР и республик, определивших право страховщиков на добровольное страхование на основе лицензий и государственных страховых организаций — на обязательное страхование, а также Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», установившего новые правовые, организационные и экономические основы медицинского обеспечения населения России на основе медицинского обязательного и добровольного страхования.
Реорганизация органов государственного регулирования страхования как отражение происшедших изменений в страховых отношениях — создание Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью.
1993-1996 годы
Получает значительное развитие страховое законодательство, в том числе принят базовый закон «О страховании», а также около 40 законов, предусматривающих обязательное страхование отдельных категорий служащих и обязательное страхование пассажиров.
Важное значение получает решение Правительства России об отнесении затрат, производимых организациями на страхование по отдельным его видам, на себестоимость продукции (работ, услуг).
1997-1999 годы
Правительством Российской Федерации принимается несколько программных документов, в том числе: «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» и «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах», предусматривавших развитие страхования как одного из приоритетов экономической политики России. На Министерство финансов возлагается координация работы no выполнению намеченных мероприятий. В этот период Государственной Думой принят ряд изменений и дополнений к Федеральному закону «Об организации: страхового дела в Российской Федерации», которые определили режим доступа и условия работы иностранных операторов на российском страховом рынке.
2002 год
Правительство России рассматривает и в основном одобряет новую «Концепцию развития страхования в Российской Федерации».
В итоге осуществленных за рассматриваемый период преобразований в секторе страхования общий объем собранной страховой премии за 2001 г. составил 276,6 млрд рублей или в реальном: исчислении в 2,5 раза больше по сравнению с 1997 годом. Населению и организациям за тот же период выплачено (в реальном исчислении) на 103% страховых компенсаций больше. Доля страховой отрасли в ВВП возросла с 1,4% в 1997 г, до 3,0% в 2001 г.
На рынке зарегистрированы и действуют 1364 страховые организации, чьи резервы, формируемые для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков и являющиеся источниками инвестирования в экономику страны, составляют в настоящее время более 88 млрд рублей.
Число занятых в российской страховой отрасли по некоторым оценкам составляет от 250 до 300 тыс. человек.
С развитием и становлением страхового рынка шло совершенствование форм и методов регулирования страховой деятельности, рассматриваемое как контроль и надзор за её осуществлением.
В 1986-1990 гг. регулирование основывалось на административных принципах соподчиненности союзно-республиканской системы финансовых органов и органов государственного страхования.
Переход страхового дела на рыночные отношения, возникновение различных форм страховых обществ и организаций потребовали введения специализированного страхового надзора. Решение о создании Госстрахнадзора СССР было принято Кабинетом Министров СССР в 1990 г., однако это решение фактически не было выполнено.
Во исполнение решения Съезда народных депутатов РСФСР Госстрахнадзор был ликвидирован, а его имущество и финансы были переданы Министерству экономики и финансов РСФСР.
Первые реальные шаги по регулированию страховой деятельности, основанному на принятых в международной практике принципах страхового надзора, были сделаны в 1991 г., когда Минфин РСФСР принял Временное положение о порядке лицензирования страховой деятельности на территории РСФСР.
В соответствии с ним Министерство финансов России выдавало лицензии на проведение страховой деятельности с дифференциацией их по видам страхования и валюте операций.
Дальнейшее развитие рыночных отношений в России, рост числа коммерческих страховых организаций, увеличение их доли в страховых операциях, реорганизация органов Госстраха и Ингосстраха — все это привело к необходимости перевести государственное регулирование страховой отрасли на более высокий уровень. В феврале 1992 года Указом Президента России был создан Государственный страховой надзор Российской Федерации, позже преобразованный в Федеральную инспекцию, а затем в Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор).
Росстрахнадзор входил в систему федеральных органов государственной власти и в соответствии с законодательством осуществлял следующие основные функции: лицензирование страховщиков, ведение единого Государственного реестра страховых организаций и брокеров, контроль обоснованности страховых тарифов, установление правил формирования и размещения страховых резервов, а также показателей и форм учета страховых операций, разработку нормативных и методических документов и др.
Передача этих функций из Министерства финансов России не означала исключения вопросов страхования из компетенции Минфина. Министерство продолжало участвовать в разработке и развитии страхового рынка, а руководитель Росстрахнадзора долгое время оставался членом Коллегии Министерства финансов.
В 1993-1996 гг. Росстрахнадзором были приняты основополагающие нормативные правовые акты и методические документы, которые создали организационно-правовую базу регулирования страховой деятельности в Российской Федерации. В связи с проведенной в 1996 г. масштабной реорганизацией федеральных органов исполнительной власти Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью была ликвидирована, а её функция были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В ведение Министерства перешли также территориальные органы страхнадзора.
В структуре Министерства был образован Департамент страхового надзора, который был сформирован на базе аппарата бывшего Росстрахнадзора.
Важное значение для понимания состояния страхового рынка в России, а также роли, задач и места страхового надзора имела состоявшаяся в октябре 1997 года Коллегия Министерства финансов, посвященная вопросам государственного регулирования национального рынка страхования, которая признала необходимым дальнейшее развитие страхового дела и совершенствование практики государственного регулирования.
Реализация решений Коллегии Минфина России впоследствии нашла отражение в разработке Минфином и последующем принятии Правительством республики постановления «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах».
За 1997-2001 годы Министерство финансов России разрабатывает и принимает ряд важных правовых актов и методических документов, более отвечающих современному уровню развития рынка страхования, а также соответствующих международной практике. В их числе: новые формы бухгалтерского учета и отчетности; правила формирования и размещения страховых резервов, гарантирующих финансовую стабильность страховщиков, а, следовательно, соблюдение интересов держателей полисов; новые условия доступа иностранных операторов на российский рынок страхования и некоторые другие.
Наконец следует отметить, что 26 апреля текущего года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором рассматривался проект «Концепции развития страхования в Российской Федерации», который определяет приоритеты в страховом деле на среднесрочную перспективу.
При разработке Концепции принимались во внимание положения Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г.
Концепция нацелена на устранение или минимизацию тех проблем, которые объективно становятся тормозом на пути дальнейшего развития рынка страхования и среди них:
— низкий платежеспособный спрос населения и юридических лиц не позволяющий расширять перечень предоставляемых страховых услуг; — отсутствие надежных направлений для инвестирования активов страховщиков; — недостаточная капитализация страховщиков; — неразвитость страхового законодательства; — несовершенство методов осуществления страхового надзора за всеми участниками страхового рынка.
В качестве таких мер, прежде всего, предполагается развитие обязательных и добровольных видов страхования.
Введение видов страхования в обязательной форме позволит создать страховую защиту для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, а также значительно снизить бюджетные затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и бедствий.
Для этого необходимо:
— установление основ обязательного страхования включающих принципы и требования к его осуществлению; — усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования и страхования, осуществляемого с привлечением бюджетных средств; — введение видов обязательного страхования исходя из необходимости охвата исключительно объектов, которые подвергаются значительным убыткам, и лиц, которые несут значительный ущерб от воздействия крупных рисков, носящих катастрофический характер.
При этом обязательное страхование должно предоставлять страховую защиту значительному числу объектов и лиц на всей территории страны, когда ущерб влечет непредвиденные бюджетные затраты.
Вместе с тем «локомотивом» развития национального страхового рынка является добровольное страхование.
В направлении развития добровольного страхования, связанного со страховой защитой личности, приоритеты должны отдаваться классическим видам страхования жизни и пенсионному страхованию.
Страхование жизни является традиционным и постоянным внутренним источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики.
Создания стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования, должно быть связано также с созданием системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по таким договорам страхования. Должна быть введена специализация страховщиков, осуществляющих личное страхование (в первую очередь страхование жизни) и, осуществляющих имущественное страхование; требует также создания института актуариев; выработка мер по расширению сферы и объемов добровольного медицинского страхования, страхования от несчастных случаев и болезней.
Развитие кредитных операций, совершенствование платежной системы, привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребуют дальнейшего развития страхования финансовых и предпринимательских рисков, в том числе за неисполнение обязательств по контрактам и сделкам контрагентами предпринимателя. Дальнейшее развитие должны получить также страховые технологии в сфере промышленных и сельскохозяйственных рисков.
Помимо развития личного страхования, среди населения наиболее востребованными останутся страхование домашнего имущества, личных построек и квартир, автотранспортных средств.
Прогнозируемые масштабы развития страхования, в том числе долгосрочного страхования жизни и пенсий, страхования крупных и катастрофических рисков, требуют повышения ответственности страховых организаций за надлежащее исполнение принятых ими обязательств по договорам страхования, что в свою очередь связано с уровнем капитализации страховщиков.
В плане либерализации условий участия иностранного капитала на российском страховом рынке будет реализовываться курс, направленный на последовательное изменение условий и снятие имеющихся отдельных ограничений по участию иностранного капитала на российском страховом рынке.
При этом будет проводиться политика по привлечению иностранного капитала в конкретные сегменты уже развившегося и окрепшего страхового рынка, исходя из интересов содействия развитию российской экономики.
В рассматриваемой перспективе допуск к рынку страховых услуг будут иметь только страховые организации — резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям национального страхового законодательства.
Предполагается дальнейшее совершенствование налогообложения страховых операций, создание федеральной перестраховочной системы, совершенствование законодательных основ, направленных на предотвращение «отмывания» денег в страховой отрасли.
Важнейшим элементом развития и функционирования национальной системы страхования, приближения ее к международным стандартам является совершенствование государственного надзора за деятельностью как страховых организаций, иных профессиональных участников страхования, осуществляющих страховую защиту. Необходима выработка мер по дальнейшему совершенствованию функций органа государственного страхового надзора.
В целях создания единых принципов государственного страхового надзора на территории Российской Федерации необходимо распространить его на всю систему органов и организаций, деятельностъ которых связана с осуществлением различных форм страховой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, — на страховые организации, иных профессиональных участников страхового рынка (страховых посредников, общества взаимного страхования, страховых актуариев, страховые пулы и т.д.), осуществляющих коммерческое страхование, обязательное медицинское страхование, негосударственное пенсионное обеспечение.
Контроль со стороны страхового надзора должен носить всеохватывающий, постоянный и последовательный характер, начиная с регистрации лица в качестве профессионального участника страхования, и заканчивая прекращением его деятельности. В сферу контроля должны также входить планы развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, реорганизация и ликвидация страховых организаций, жесткий контроль за платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Страховой надзор не должен сводится только к применению административных и финансовых санкций к профессиональным участникам страхования при нарушении ими законодательства о страховании, невыполнении требований, предъявляемых в порядке страхового надзора. Он должен быть направлен также на принятие мер по предупреждению нарушений законодательства о страховании, устранению допускаемых нарушений, выявлению неблагополучных в финансовом отношении страховщиков, созданию механизмов, направленных на предотвращение невыполнения ими своих обязательств, предупреждению несостоятельности (банкротства) страховых организаций.
Развитие экономики, финансов может выдвинуть на повестку дня новые задачи в области страхования, решение которых потребует в дальнейшем уточнения выработанных подходов.
М.А. МОТОРИН, заместитель министра финансов Российской Федерации
Вся пресса за 16 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, История страхования, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
IT Channel News, 11 ноября 2024 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал принципы востребованного страхования киберрисков
|
|
РИА Новости, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали мужчину, подозреваемого в мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
 Остальные материалы за 10 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|